Иван Лазарев
Сегодня, вы вместе с нами познакомитесь с замечательным человеком. Философом, поиски которого привели его на путь программиста.
Иван, расскажите, чем вы занимались до поступления в университет?
В 2011-м году, я закончил Губкинский университет, по специальности: «Строительство и ремонт газа-нефтепроводных хранилищ».

На четвёртом курсе специалитета, понял что точно не буду работать по специальности – не хотел уезжать в Сибирь, работать на нефтепроводе. В итоге увлёкся философией и театром, даже начал готовиться к поступлению в театральный.

Все закрутилось, несмотря на отличную защиту диплома, жизненный путь увел меня в философско-религиозную тематику, никак не связанную с инженерной специальностью. Я даже поступил на второе высшее.

С 2015-го работаю менеджером в магазине. Во время локдауна, полтора года назад, наступил момент некого переосмысления. Я сел и хорошенько подумал о том, чем я занимаюсь сейчас и чем хочу заниматься в будущем. Хотелось выбрать направление, которое будет интересно, и где можно развиваться как специалисту.
Почему именно Нейронные сети?
Все получилось до смешного неожиданно – как-то вечером, я посмотрел второй «Терминатор» и загорелся идеей, а точнее вопросом, можно ли создать искусственный интеллект, подобный человеку?

Я стал одержим этим, много гуглил, изучал источники, в конце концов так увлёкся, что решил обучаться и работать в этой сфере.

Естественно, такой объемный поисковой запрос не мог не привлечь таргетинговую рекламу – сразу же начали попадаться десятки различных курсов, онлайн платформ, школ и университетов которые обучают программированию, нейросетям и т.п.

Через неделю, я случайно увидел в инстаграме рекламу УИИ Яндекс. Посмотрел, почитал, и мне приглянулось – я записался на день открытых дверей, к Дмитрию Романову, купил курс и начал учиться.
Как близкие отреагировали на ваш выбор?
Друзья и родные поддержали меня. Это важно, когда человек понимает чего хочет и двигается в нужном направлении – загораются глаза и начинается новая жизнь.
Каким показалось вам обучение, лёгким или наоборот – сложным?
Учебный процесс не бывает лёгким, нужно постоянно углубляться в материал, работать сверхурочно. Однако у меня за спиной уже есть два высших образования, что безусловно, является неплохим подспорьем.

Были моменты, вызывающие определённые трудности. Ввиду того, что объем материала который мы изучаем довольно внушительный, бывают резкие переходы. К примеру, ты настроился на тексты, поработал недели две, а потом нужно резко перестроиться на аудио, ещё через пару недель на изображения, затем на генетику и так далее.
Какая ваша любимая тема?
Мне понравилось всё. Очень сложно выбрать что-то конкретное, ведь каждая тема по своему занимательна. Но если всё-таки попытаться, это будет «обучение с подкреплением» – когда твой алгоритм позволяет обучаться чему-то не живому, будь то машина или робот, это завораживает.
Изменилось ли как-то ваше восприятие ИИ после обучения?
Конечно изменилось!
Перед обучением, я общался с кураторами, они сразу предупредили, что после курса я совершенно по-другому буду смотреть на эти вещи.

Сложный искусственный интеллект это будущее, это очень объемная и многогранная идея – она связана не только с вопросами нейронных сетей, программирования, она также связана с физиологией человека и множеством других аспектов нашей жизни.
Познакомились ли вы с кем-то, во время обучения? Нашли новых друзей, единомышленников?
Каждый человек, который будет активно учиться, обязательно найдет товарищей, появятся люди на которых захочется равняться, которые разделят его точку зрения.

Вообще я заметил, что в университете очень «семейная» обстановка, во многом наверное благодаря кураторам и мотиваторам, но и студенты подхватывают. Насколько я понимаю, Дмитрий акцентирует на этом особое внимание. Я это полностью поддерживаю, потому что обучение, помимо всего прочего, должно создавать среду в которой тебе комфортно, в которой хочется оставаться как можно дольше. В подобном окружении и учиться намного легче.
Расскажите про планы на будущее, про ваш дипломный проект.
При всей своей медлительности, я всегда любил очень сложные задачи. Мы с куратором только определились с темой – она тесно связана с «обучением с подкреплением» – а я даже приблизительно не представляю, сколько это займет времени. Готовлюсь к своеобразному штурму.
Мне очень повезло, так как в ближайшее время смену деятельности я не планирую, меня не поджимают никакие сроки, и я смогу уделить времени диплому столько, сколько потребуется.

В будущем, я хочу вернуться как опытный специалист, возможно в ряды кураторов или наподобие. Не хочется прощаться с университетом.
Замечательно, у нас уже много вакансий, а в будущем список только пополнится – проблем с трудоустройством быть не должно.

Какие у вас есть пожелания нашему университету и студентам?

Мне очень хочется, чтобы развиваясь и совершенствуясь, университет не утратил свою теплую семейную атмосферу.
Студентам же скажу следующее:

Когда я только начинал учиться, многое было непонятно, например зачем кураторы отправляют тебя гуглить, почему не могут дать простой ответ сразу же? – но процесс поиска ответа, это не менее важно. Кураторы направляют, помогают найти нужный вектор вычислений, но все равно наибольший объем работы придется делать самостоятельно, и нужно быть к этому готовым.

Не ищете лёгких путей или готовых ответов, кураторы могут вас жалеть – жизнь и работодатели не будут.

Не пытайтесь представить, что вы будете чувствовать к концу обучения, вероятней всего, как и у меня, ваше отношение к ИИ, программированию и Нейросетям изменится кардинальным образом. Просто учитесь, старайтесь, идите вперёд и не бойтесь неудач. Помните, талантливый человек это 90 % труда.


Спасибо за беседу, Дмитрий! Мы всегда рады талантливым ученикам! Желаем вам дальнейших успехов в реализации, и учебе!

Коллектив УИИ