ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ Сергей Розинов
«С детства увлекаюсь музыкой – вся моя жизнь показывает, что деление на физиков и лириков довольно условно‎‎»‎
Обо мне
В 96-м году я закончил Иркутский государственный университет с отличием, по специальности математик, системный программист. В этой индустрии уже более 30 лет – работал и в науке и в бизнесе, занимался серверами, дата-центрами, работал в программном обеспечении для научных экспериментов в разных областях, от теплофизики до биологии, участвовал во множестве интересных проектов.

Сейчас я работаю в академии наук, являюсь также техническим директором региональной компании, которая занимается фин-техом. Преподаю детям в компьютерной школе.
На стыке областей
С детства я увлекаюсь музыкой – вся моя жизнь показывает, что деление на физиков и лириков довольно условно, имея аналитический и логический склад ума, мне ничего не мешает вот уже десятки лет постоянно музицировать; я играю на инструментах, пою, кроме прочего имею музыкальное образование и даже руковожу ансамблем старинной музыки, здесь в Иркутске.

Как математик, я также давно интересуюсь темой машинного обучения, так что углубился в изучение нейросетей скорее из-за любопытства, поэтому когда в 19-м году я увидел анонс вашего курса, то с удовольствием пошёл. Так впервые и познакомился с университетом. Подобные курсы я уже видел на других платформах, но их программа обучения меня не впечатлила, здесь же все понравилось, поэтому я остался.

Удобный формат
Дистанционное обучение мне не ново, я заканчивал множество курсов связанных с математикой, программированием и с оркестровым дирижированием, тут нет чего-то уникального – главное дисциплина, интерес и любовь к учёбе.
Так вышло, что во время учебы я уехал в тропики, провел там месяц. Было не просто совмещать, но формат обучения позволял. Не скажу, что обучение проходило сложно, я математик, все концепции мне были более-менее понятны. Очень радостно, что университет стимулировал поковыряться в тех областях, в которых я до сих пор и не рылся, например в «теории информации».

Я с удовольствием занимался теоретическими вопросами, читал статьи, изучал теоремы – что там происходит с точки зрения математики и вычислительной технологии, те аспекты, которые из-за курса я стал исследовать чуть глубже, заставили мозги поскрипеть, чему я признаться, очень рад.

Общие впечатления
Университет оставил приятные впечатления, особенно мне понравились темы: «авто-кодировщики» и «обучение с подкреплением», а также общение с кураторами и представителями университета. Для меня в радость учиться чему-то новому, беседовать с людьми, которые в своей сфере обладают знаниями большими нежели твои, узнать или посмотреть с другой стороны на проблемы которые ты уже видел – это дорого стоит. Благо, что университет представляет такую возможность, например у нас были живые вебинары, где можно задавать вопросы и общаться как на живой лекции, попытать хорошего живого эксперта так сказать.


Так как я имею обширный музыкальный опыт и достаточно большое количество музыкального материала в голове, именно с музыкой я решил связать свою дипломную работу. Это особенно интересная тема, потому что искусствоведы обычно не задумываются о том, как машинное обучение могло бы помочь им систематизировать базу данных или например, сопоставлять произведение с автором, классифицировать музыкальные жанры.

Я выбрал направление старинной музыки, это такая интересная область, которой только начни заниматься и там же потонешь. До сих пор находят различные манускрипты с нотами, авторство которых почти невозможно идентифицировать, не говоря уже о годах написания. Поэтому началось все с простого вопроса – может ли вообще машина, с помощью алгоритмов нейросетей, оказать какую-то помощь в этой сфере?

Музыкальная археология
Взявшись за это дело как исследователь, пользуясь собственными фонотеками и знанием материала я набрал базу, у меня там около сотни часов музыки, начиная от конца XV вплоть до XVIII веков, это эпоха начала ренессанса и до-классицизма.

Было сделано две модели, первая пыталась определить автора или понять на что это похоже, авторов было порядка пятнадцати; вторая пыталась определить к какому временному интервалу подходит та музыка, к какой эпохе, скорее даже к какому году, относится.

Не смотря на сложность поставленной задачи, меня приятно удивил результат, к этому вопросу я подходил и как профессиональный программист-математик и как музыкант. На стыке этих двух специальностей было крайне интересно, на стыке наук вообще происходит много удивительного, сложность в том что нужно отлично разбираться сразу в нескольких областях, а такое бывает редко – это труд, это время, но возвращается это всегда сторицей!
~
Тему нейронных сетей я продолжаю изучать, есть у меня одна идея – создать ещё одну нейросеть в области музыки, связанную с генерацией; потому что те что сейчас существуют, у того же Google например, меня совершенно не устраивают, хочется создать что-то свое для сочинения музыки. Вообще это не обязательно должна быть нейросеть, это могут быть другие алгоритмы машинного обучения, например «ансамбль решающих деревьев», «машины опорных векторов» – там много чего можно сделать.
Алгоритм который мог бы подбирать аккомпанемент или определять гармоничную структуру произведений, это могло бы быть интересно студентам консерватории или каким-нибудь музыкальным теоретикам.

Недавно на школьной конференции программистов, отметил выступление с контрольно-программируемыми управляемыми устройствами, такими как умный дом, полив растений, автоматический ввод управления – для поддержания равновесия таких стационарных процессов нужны нейросети! Можно было бы этим заняться, в рамках какого-нибудь климатического комплекса или умного дома. К сожалению, из-за пандемии появилось немного ограничений, опять всё неопределённо – с другой стороны, я никуда не тороплюсь, появятся какие-то возможности, к этому всегда можно будет вернуться.




Университету я с удовольствием желаю процветания, роста, пусть ваши студенты множаться! Я рад, что мне выдалась возможность не только поучится здесь, но и с недавнего времени работать!
Кураторы и координаторы, все кто в этом непростом деле просвещения людей, так или иначе задействованы – все молодцы! Безусловно, я бы хотел чтобы такая организация развивалась, я постараюсь и сам быть полезным в этом деле.
~
«Обязательно общайтесь между собой и со своими учителями, потому что такого потока идей, информации и вдохновения вы больше нигде не найдёте. В общении с более знающим человеком, вы на самом деле усваиваете частичку его личности и тем самым перестраивается себя.

Изучайте математику, это язык необходимый для познания окружающего мира, будьте любознательны, это самое главное! Вперед в будущее!».

Максим
you can do it
Никогда не пасуйте, не сдавайтесь даже если трудно; более того, если вам трудно – только это и означает что вы развиваетесь.
Видео-интервью с Сергеем
УИИ
Благодарим Сергея за историю и желаем новых побед! You can do it ^_^